Яндекс.Метрика ЕЩЕ РАЗ О ТРОЙКЕ - КиноКОНЬцентр - Мы украсим Ваш праздник!

Верблюд...
Валерий Правдин

+7(916)675-8611

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

valera_pravdin

 

Контактная информация Валера Правдин
Программы для
распознавания
QR кодов
на мобильном телефоне
Android
iPhone
Nokia

Конный театр

scrin

ЕЩЕ РАЗ О ТРОЙКЕ

В предверии Нового Года наряду с Дедом Морозом, елкой и подарками особой популярностью среди детей и взрослых пользуются русские народные гуляния с непременной тройкой лошадей и санями.

Каждый год мы видим тройку в новогодних сказках, на елках, в Кремле, в парках и на телевизионном экране. Откуда вообще родом тройка, кто такие "троечники" и почему этот вид упряжки лошадей стал популярным видом спорта и зрелищем, собирающим стадионы поклонников? Как тройка пережила свое падение и взлет, кто сохранил ее до наших дней и где сейчас можно увидеть настоящую русскую тройку, читайте

Тройка – это не оценка и не карточное значение, это чудо, дожившее до наших дней.

Из нынеживущих лишь единицы помнят те времена на заре века, когда поездка из центра Москвы до деревни Бибирево могла занимать целый день, район Южное Бутово не мог явиться в мечтах даже самого смелого проектировщика, а дорога от одной станции метро до другой в центре, занимающая нынче пару минут, преодолевалась как небольшого масштаба путешествие.

Тогда не было ни монорельса, ни метро. И даже автомобиль, появившийся на улице, вызывал скорее изумление, и, в отличие от дня сегодняшнего, ни разу не являлся причиной пробки на дороге. Тогда дорогами командовали лошади.

Первый трамвай – конка – красно-железную махину, уверенно занявшую свое место через много десятков лет на московских улицах, тянула пара битюгов, первые мусоровозы – были конные телеги, пожарные расчеты «носились» по местам возгораний на конных упряжках (и как могли, так и приезжали на пожар, хотя в этом плане и сегодня практически ничего не изменилось).

Экипажей существовало великое множество, но все их объединяла лошадиная сила, позволяющая людям того времени все-таки назначать встречи и появляться на них вовремя.

Знаменитая тройка – это исконно русский вид упряжки лошадей, существовавший только в России. Тройка была придумана для быстрой езды на длинные расстояния, необходимой курьерам, почтовикам, чиновникам и просто сильно спешащим господам. Только в России могли остроумно придумать разноаллюрную запряжку, которая при своей «странности» была одновременно и функциональной, и представительно красивой, да еще и занимала полдороги и быстро ехала – а что еще нужно русскому человеку для полного счастья на дороге.

Тройка, шестерка, цуг.

Видов запряжек существует великое множество: одноконки, пароконные экипажи, тройка, четверик, шестерик. Только представьте себе шесть лошадей, попарно запряженных в три ряда! Тут впору вознице не только в вожжах запутаться, но и в лошадях… Однако рекорд в этом принадлежит одному из парадных выездов русской императрицы семнадцатого столетия: ее упряжка состояла из 17 (!) лошадей, запряженных цугом (друг за другом по одному). Вероятно, императрица вовсе даже и не хотела такой длинный выезд, но иначе было невозможно разъехаться со встречным экипажем. Для того чтобы хоть как-то контролировать терявшийся в тумане «паровоз» первых лошадей, на них сажали верхового форейтора с фонарем, который периодически подавал признаки жизни и отыскивал дорогу.

Все это далеко в прошлом, а в современном мире увидеть шестерик – большая удача, тройки нынче соревнуются на ипподромах, и посмотреть соревнования троечников удается реже, чем трансляцию гонок Формулы-1.

Вернемся к истории тройки. Как уже было сказано, это единственная в мире разноаллюрная запряжка. Коренник — центральная лошадь — должен идти быстрой чёткой рысью, а пристяжные — лошади сбоку — должны скакать галопом. При этом развивается очень высокая скорость 45- 50 км/ч .

Механизм тройки заключается в том, что идущего широкой, размашистой рысью коренника, как бы «несут» на себе скачущие галопом пристяжные, пристёгнутые к кореннику постромками. Благодаря этому все три лошади медленнее устают, но поддерживают высокую скорость. Основная нагрузка выпадает именно на центрового, который по идее подбирается крепче остальных, но ему же наибольший почет и уважение, недаром же в русской литературе несчастные пристяжные постоянно обвиняются своими кучерами в лени и регулярно получают кнутом по выдающимся местам организма, тогда как коренник вежливо величается то батюшкой, то уж и вовсе немыслимое дело – собственным именем….Если оставить в покое литературу, но на современных соревнованиях именно коренника называют при объявлении тройки вместе с наездником.

Откуда родом тройка?

Тройка появилась и получила своё нынешнее название около 200 лет назад. По существовавшим тогда правилам при перевозке пассажиров в почтовых кибитках можно было впрягать трёх лошадей, только если людей оказывалось трое. Двое или один должны были ехать на паре лошадей. Бубенцы и колокольчики разрешалось вешать только на почтовые тройки и курьерские, перевозившие важные государственные депеши. В царские времена на тройках, помимо важных господ, ездили почтальоны (почтовая тройка), пожарные и все, кому нужна была быстрая скорость на длительный период времени. Часто тройки запрягались в дни свадеб и других праздничных торжеств, когда кучера могли «полихачить» и выпустить в галоп даже коренника (это была очень высокая скорость, представьте себе, что вы сидите на крыше автомобиля, который движется со скоростью 60 км\ч, да и еще может перевернуться на любом повороте).

Обычными лошадьми для тройки были некрупные и неказистые, но очень выносливые вятские лошади. Люди побогаче заводили тройку статных и крупных орловских рысаков. Лучшая тройка — это тройка, где все лошади подобраны в масть, а коренник заметно крупнее ростом и статью пристяжных.

Очень интересна история езды с колокольчиком. Почтовым и курьерским экипажам нужен был сигнальный инструмент, который бы заблаговременно извещал об их прибытии на почтовую станцию для подготовки смены лошадей и заставлял уступить дорогу мчащейся тройке. В странах Западной Европы для этой цели служил почтовый рожок, но в России он почему-то не прижился, и память о нем осталась лишь на эмблеме - символе почты. Русские ямщики предпочитали лихой свист и громкие выкрики, пока кому-то в голову не пришла мысль использовать колокольчик. Возможно, тут сыграла роль любовь к колокольному звону, которая искони существовала на Руси. Так что почтовые колокольчики можно назвать "меньшими братьями" церковных колоколов. Эта идея понравилась всем - многие щеголи завели колокольчики для своих троек, что создавало путаницу: непонятно, едет ли почтовая тройка или резвится какой-нибудь подгулявший добрый молодец, которому некуда девать свое время и деньги... Правительство пыталось запретить использование колокольчиков частными лицами. Но находчивые русские люди вскоре придумали выход: ошейники с укрепленными на них шарообразными полыми бубенцами. Звон бубенцов был тише, чем у колокольчиков, зато имел ансамблевый характер. Когда запрет на колокольчики был устранен, появились целые системы - отлично подобранные по звучанию колокольчики и многочисленные бубенцы, согласованный звон которых был очень мелодичным и красивым. Такие конструкции получили название "ямской гармони".

С 1840-х годов на Московском ипподроме стали устраивать соревнования троек. В 1911 году тройку впервые увидели в Европе — в Лондоне на Всемирной Выставке. Коренником был рождённый в Хреновском конном заводе орловский рысак Ратник Турецкий, победитель Императорского приза, а пристяжными были верховые стрелецкие лошади. Картина, на которой запечатлена та легендарная тройка, находится сейчас в музее коневодства Тимирязевской академии в Москве. В советские времена тройки почти повсеместно стали составляться из орловских рысаков, выглядела такая тройка настолько шикарно, что даже дарилась в США официальными лицами. В 1982 году на международную конскую выставку-ярмарку «Эквитану» в Германии снова привезли русскую тройку светло-серых коней. Коренник — орловский рысак Пёстрый Палас, пристяжные — лошади терской породы — потомки стрелецких лошадей. Тройке присудили титул чемпионов «Эквитаны». В 1989 году советские конники привезли на «Эквитану» новую тройку — коренник орловец Вальс, пристяжные — терские лошади Цегель и Циэмир. Зрители аплодировали стоя этой тройке, когда все три лошади легко и свободно выписывали в манеже круги, «восьмёрки», повороты и другие элементы фигурной езды. Однако к 1990-м годам интерес к тройке в России упал настолько, что существование этой уникальной для России запряжки встало под угрозу гибели. Мастеров, умеющих управлять таким сложным видом запряжки осталось так же мало, как мало осталось и орловских рысаков.

Однако вовремя взявшиеся за дело энтузиасты и члены Российской ассоциации «Содружество», созданной в середине 1990-х годов во главе с А. М. Ползуновой спасли национальной достояние России. По инициативе «Содружества» в некоторых городах России, таких как Ярославль, Кострома, Москва, Вологда были учреждены этапы «Кубка России» для русских троек с финалом в Москве.

Благодаря участию «Ассоциации» к спасению русских троек была привлечена даже Французская рысистая ассоциация во главе с графом Домиником д‘Беллегом. В 2000 году впервые в рамках «Дней Франции» на московском ипподроме, учреждённых на деньги французской стороны, был проведён дорогостоящий приз «Венсеннского ипподрома» для троек, где приняли участие три тройки. В ответном визите в Париж в декабре 2000 года русские тройки впервые продемонстрировали французской публике свою уникальную красоту и стремительный бег на крупнейшем в мире беговом ипподроме Венсенн.

Соревнования русских троек сегодня приобретают всё большую популярность. Они проходят в два этапа. В первый день нарядные, украшенные бубенцами и лентами лошади с нарядно одетыми наездниками и их помощниками выезжают соревноваться в фигурной езде, где наездник сам управляет всеми тремя лошадьми, показывая своё мастерство, а лошади должны выполнить различные фигуры — «вольты», «восьмёрки» и т. д.

Судьи оценивают не только чистоту выполнения всех элементов, но и общее впечатление от тройки: съезженность лошадей, их реакцию на происходящее вокруг них. Украшения в едином стиле у лошадей, наездника и помощников и одна масть всех трёх лошадей оценивается выше. Во второй день соревнований проводится соревнование на резвость. В этом случае лошадям одевают беговую упряжь, защитные приспособления от травм, наездник и помощники одевают простую спортивную форму со шлемами. Здесь помощники активно помогают наезднику в управлении: в то время, как наездник управляет идущим резвой рысью коренником, помощники держат под контролем скачущих галопом пристяжных.

Лучшие тройки сегодня можно увидеть в Москве на ипподроме. Приезжают сюда и тройки из Костромы, Ярославля, Саратова, Калуги, Владимира, Вологды и других старых русских городов.

Но есть в России одна, самая знаменитая тройка, для того чтобы увидеть которую не нужно ехать на ипподром, не нужно даже выходить из дома – это самая известная теле-тройка светло-серых лошадей Московского конзавода с коренником породы русский рысак Александритом, пристяжные – орловские рысаки Приз и Виток, те самые лошади, которые снялись в заставке к программе «Вести» на канале «РТР» и каждый день своим бегом начинают водоворот новостей.

Тройка – день сегодняшний.

Да, лошади больше не являются транспортом в современной жизни. И остаются только как незабываемо красивое зрелище. Ведь что такое тройка?

Это наша национальная гордость, символ нашей страны. В феномене тройки можно даже найти определенные философские корни: число "три" является особым, магическим символом во всей русской культуре. Вспомните икону "Ветхозаветная Троица" Андрея Рублева, народные волшебные сказки: "было у царя три сына"... Трижды старик ловил неводом рыбу, пока не поймал золотую рыбку, "три девицы под окном пряли поздно вечерком", любое сказочное существо выполняло три желания героя. Тройственность сущности бога, триединая суть вещей... Как вы думаете, не случайно кто-то из наших соотечественников столетья назад запряг в повозку именно трех лошадей?

В нашем клубе КиноКонь очень уважают рысаков и любят сложносочиненные упряжки. На выставке Эквирос, прошедшей в уходящем году, та самая Алла Ползунова награждала дипломом выдающиеся внешние и внутренние данные останкинского Самарканда. На чемпионате мира по конькобежному спорту наша серая тройка вывозила победителей к пьедесталу по кругу почета. Русская упряжка одолела на зависть зрителям даже зеркально гладкий лед беговых дорожек.

Как торжественный выезд тройка еще долго сохранится в нашем мире, где люди постоянно пытаются кого-то удивлять. Разница в том, что если раньше парадные троечные выезды доставляли на Екатерининские балы юнкеров московского Александровского училища, то теперь поп-звезды въезжают на сцены пафосных клубов для получения наград. Лимузином уже никого не удивишь, а светские мероприятия требуют зрелищ и оригинальности.

Зимой тройка ликует вдвойне, санная, несущаяся по снегу, с веером брызг из-под копыт. Есть еще один аргумент в пользу сохранения этой сказочно красивой упряжки.

В конце концов самый настоящий русский Дед Мороз ездит к детям с подарками именно на тройке лошадей, а не на заморских, совершенно чуждых нормальной русской равнине оленях буржуйского коллеги!

А значит, коли Новый Год состоится – он обязательно должен быть с Дедом Морозом, красочными санями, звонкими бубенцами и тройкой белых лошадей!

При подготовке использованы: печатные материалы "История происхождения русской тройки" (сост. А. М. Ползунова); материалы интервью и пресс-конференций ВКИ; Ирина Шрейнер, Русская тройка (журнал "Альфа Кентавра" № 1 (9) 2007., - с. 38-44).

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Main Page Contacts Search для детей старше шести лет